Адрес эл. почты: russyaz312@yandex.ru
тел.: (846) 247-20-20.

Вебинар от 2 февраля 2018 г. по итоговому собеседованию в 9 классе.

Кафедра преподавания языков и литературы была создана 03.04.1995 приказом Главного управления образования Администрации Самарской области № 70.
На кафедре работают высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие тесную связь вузовской и школьной практики в преподавании русского языка и литературы.

 DSC8305

Состав кафедры: Ерофеева Ольга Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой; Родионова Наталья Альбертовна – кандидат филологических наук, доцент; Синицкая Анна Владимировна – кандидат филологических наук, доцент; Погребняк Анна Ивановна – методист.

 DSC8291

Направления работы кафедры.
Основную миссию сотрудники кафедры видят в том, чтобы сформировать у всех участников учебного процесса целостное представление о мировоззренческой ценности филологического, гуманитарно-эстетического цикла в современном обществе.
Задачи кафедры:
– систематический анализ и внедрение современных образовательных технологий в филологической сфере;
– оказание эффективной помощи в теоретической и практической подготовке учителей русского языка и литературы, в выборе практико-ориентированных форм организации учебной деятельности;
– популяризация лучшего педагогического опыта учителей Самарской области в цикле гуманитарно-эстетических дисциплин.
В рамках учебной деятельности реализуются как очные курсы, так и дистанционное обучение, вебинары.
Кафедра обладает богатым опытом комментирования и составления системы заданий по темам:
– смысловое чтение,
– анализ художественного текста,
– проектирование универсальных учебных действий в филологической сфере.
В рамках курсовой подготовки освещаются перспективные темы: подготовка к текущей и итоговой аттестации, подготовка к итоговому сочинению, введение устной части экзамена (итоговое собеседование) по русскому языку в 9 классе, работа с учащимися с ограниченными возможностями.
Регулярно проводится анализ в сфере подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (русский язык и литература), к олимпиадам и конференциям школьников. Сотрудники кафедры являются авторами-составителями пособий КИМов по русскому языку, участвуют в различных экспертных комиссиях (государственная итоговая аттестация, Всероссийский Конкурс сочинений, Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку и литературе).
Кафедра ведет интенсивную научно-методическую и организационную деятельность:
– конференции и семинары по теме реализации ФГОС;
– обсуждения – «круглые столы» по филолого-педагогическим инновациям;
– консультации по вопросам подготовки к аттестации учителей русского языка и литературы;
– участие в Конкурсе «Молодой учитель» (заочный и очный этап работы жюри).
С 2017 года на площадке СИПКРО проводится Конкурс исследовательских проектов школьников имени К.К. Грота. Кафедра проводит экспертизу проектов, оценку публичных выступлений школьников (гуманитарное направление).
В 2017 году кафедрой подготовлен проект введения Единого речевого режима в Самарской области.

Основные программы повышения квалификации кафедры преподавания языков и литературы
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях перехода на профильное обучение (144 часа).
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях перехода на предпрофильное обучение (72 часа).

Тематика программ повышения квалификации кафедры
Реализация ФГОС в предметной области «Филология»
Формирование читательских компетенций
Средства организации учебно-речевой деятельности
Формирование универсальных учебных действий на уроках филологического цикла
Технология проектной деятельности в рамках гуманитарных дисциплин.
Развитие критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио.
Современные концепции построения уроков русского языка и литературы.
Проблемный подход к преподаванию литературы в XX– начале XXI века.
Формирование риторической культуры и воспитание толерантности.
Проблемы преподавания риторики в рамках курса словесности. Риторика как интегрирующий принцип. Дискуссионная культура.
Информационная, языковая, лингвистическая, коммуникативные компетенции в социокультурной деятельности: журналистика, реклама, РR-менеджмент, образовательный менеджмент.
Лингвокультурологические аспекты преподавания русского языка и литературы.

Консультации преподавателей

  • учебно-методическое обеспечение курса русского языка и литературы в школе,
  • теоретическая и методическая поддержка учителей в их подготовке к переходу
  • экспертиза и рецензирование научно-методических разработок и программ курсов учителей русского языка и литературы,
  • выбор эффективных технологий филологического образования,
  • сопоставительный анализ действующих УМК по русскому языку и литературе.

УМО учителей русского языка и литературы

Филологический кабинет СИПКРО

Приглашаем присоединиться к группе Филологический кабинет СИПКРО
О группе:
Служба методической помощи в преподавании русского языка и литературы, методические консультации, обсуждения, комментарии, материалы по технологиям литературного и лингвистического образования.
В Google Группах можно создавать и посещать форумы и группы, общение в которых происходит онлайн или по электронной почте. Делитесь с другими участниками документами, изображениями и мероприятиями.
Как присоединиться к группе:

1) зайти в Google и найти в сервисах группы.
Найти группу "Филологический кабинет СИПКРО".
Постучаться - отправить запрос.
2) перейти по ссылке:
https://groups.google.com/forum/?utm_medium=email&utm_source=footer#!forum/logofor63, постучаться в группу и ожидать присоединения от модератора.
3) отправить письмо  на адрес кафедральной почты  russyaz312@yandex.ru с просьбой присоединить вас к «Кабинету».

Всероссийский конкурс сочинений.

Издательская деятельность кафедры

Кафедра преподавания языков и литературы предлагает следующие учебно-методические материалы и пособия:
С.В.Родионов. Зарубежная литература в старших классах: Учебное пособие. Материалы для подготовки к письменным работам по русскому языку и литературе. Самара, «Издательство АСГАРД», 2015.
Бондарцова Ю.Л., Ерофеева О.Ю., Родионова Н.А. Единый государственный экзамен – 2018. Русский язык 11 класс: тренировочные варианты экзаменационных работ: учебно-методическое пособие. Самара, 2017.
Бондарцова Ю. Л., Ерофеева О. Ю., Родионова Н. А. Основной государственный экзамен – 2018. Русский язык. 9 класс: типовые экзаменационные варианты, новая демоверсия, 20 вариантов: учебно-методическое пособие. Самара, 2017

СОСТАВ КАФЕДРЫ

erof

 

Ерофеева Ольга Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой

Закончила с отличием Самарский государственный педагогический университет (СГПУ) в 1999 году. В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Система работы по предупреждению лексических ошибок в речи учащихся» (специальность: 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания) в Самарском государственном педагогическом университете под руководством профессора Е.П.Прониной.
Стаж научно-педагогической работы составляет 19 лет, в том числе стаж педагогической работы в высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации 7 лет.
Работала в должности преподавателя, читала курсы по программам развития культуры речи в Самарской архитектурно-строительной академии; работала учителем русского языка и литературы средней школы № 41 (Самара), учителем, заместителем директора по УМР гимназии №3 (Самара).
С 2010 года тесно сотрудничает с Центром по организации работы с одаренными детьми, выступала с лекциями и практическими семинарами, имеет сертификаты («Инновационные технологии в преподавании русской словесности и иностранных языков»).
 За эффективное использование информационных технологий  и цифровых предметно-методических материалов награждена дипломом «Учитель цифрового века». С 2008 года участвует в проекте «Учитель ЮНЕСКО». является ассоциированным учителем ЮНЕСКО.
Автор 24 публикаций, из них 17 – учебно-методических и 7 научных работ.
Читает лекционные курсы: «Педагогические технологии достижения планируемых образовательных результатов по филологии в аспекте требований ФГОС», «Проектирование уроков развития речи на основе современных образовательных технологий»», «Технологии формирования культуры речи в свете требований ФГОС», «Современные подходы к формированию стандартов второго поколения в предметной области «Филология», «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, литературы и иностранного языка», «Подготовка учащихся к устному итоговому собеседованию» и др.
Является председателем комиссии Всероссийской олимпиады школьников  по русскому языку, экспертом предметно-апелляционной комиссии Всероссийской олимпиады школьников  по литературе, председателем жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Основное направление научно-методической деятельности О.Ю. Ерофеевой связано с исследованием проблем речевого развития, речевой культуры учащихся, системной работы по предупреждению лексико-грамматических ошибок.
Председатель регионального УМО по русскому языку и литературе. Награждена многочисленными грамотами и благодарственными письмами от Министерства образования и науки Самарской области и руководства СИПКРО.
rodion

Родионова Наталья Альбертовна
кандидат филологических наук, доцент

Закончила Куйбышевский государственный университет (КуГУ) в 1988 году. В 1999 защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Типы портретных характеристик в художественной прозе И.А.Бунина: лингвостилистический аспект» (специальность: 10.02.01 – Русский язык) в Башкирском государственном университете под руководством профессора Е.С.Скобликовой. В 2010 году решением ВАК присвоено ученое звание доцента.
Стаж научно-педагогической работы составляет 25 лет, в том числе педагогической работы в высших учебных заведениях 23 года, учреждениях повышения квалификации 6 лет.
Основные этапы педагогической деятельности: в 1988-1990 гг. – учитель русского языка и литературы (средняя школа № 155, Самара), 1990-2013 г.г – преподаватель кафедры русского языка Самарского государственного университета (СамГУ).
Автор 38 публикаций, из них 9 – учебно-методических работ.
Читает лекционные курсы: «Педагогические технологии достижения планируемых образовательных результатов на уроках филологического цикла в аспекте требований ФГОС», «Современные модели уроков гуманитарного цикла в аспекте требований ФГОС», «Способы организации методической работы на уроках русского языка и литературы при подготовке к написанию творческих работы в 9-11 классах», «Подготовка к итоговой аттестации по предметам филологического цикла (в том числе в альтернативной форме) обучающихся, испытывающих трудности в обучении», «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, литературы и иностранного языка», «Технологические и методологические аспекты анализа текста».
Является экспертом предметно-апелляционной комиссии Всероссийской олимпиады школьников  по русскому языку, председателем комиссии Всероссийской олимпиады школьников  по литературе, членом жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Основное направление научно-методической деятельности Н.А.Родионовой: филологический/лингвистический анализ художественного текста, особенности читательских рецепции и интерпретации, проявление авторской картины мира в стилистике произведения.
Награждена многочисленными грамотами и благодарственными письмами от Министерства образования и науки Самарской области и руководства СИПКРО.
sin

Синицкая Анна Владимировна
кандидат филологических наук, доцент

Закончила с отличием Самарский государственный университет (СамГУ) в 2001 году. В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Пространственность и метафорический сюжет: на материале произведений С. Кржижановского и Конст. Вагинова» (специальность: 10.01.08 – Теория литературы. Текстология) в Самарском государственном университете под руководством профессора В.П.Скобелева.
Общий стаж работы, в том числе научно-педагогической, составляет 18 лет, в средних и высших учебных заведениях – 6 лет, в учреждениях повышения квалификации – 10 лет.
Основные этапы педагогической деятельности:  2000-2001 – преподаватель русского языка и литературы в Самарском медико-техническом лицее, в 2001–2004 – учитель русского языка и литературы средней школы №124 с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла (Самара). С 2008 года – доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО.
Автор программ и учебно-методических материалов: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, литературы и иностранного языка» (в соавторстве), «Средства организации учебно-речевой деятельности», «Проектирование филологических задач в контексте реализации ФГОС».
Является экспертом предметно-апелляционной комиссии Всероссийской олимпиады школьников  по русскому языку и литературе, членом жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
В 2010-2012 годах – организатор семинаров и «круглых столов», посвященных популяризации программ «смыслового чтения», УМК Г.Г. Граник, Н.А.Борисенко (Психологический институт РАО).  
Автор 45 научных публикаций (из списка ВАК – 4; Web of Science (список RSCI) – 1; РИНЦ - 20), из них – 10 учебно-методических работ, в том числе: «Методические рекомендации к учебнику В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение», 3-4 класс» (система Л.Занкова), комментарии к Концепции филологического образования (журнал «Литература»), ряд статей по проблемам литературного образования. Часть материалов опубликована в международных филологических журналах, в белорусских и польских изданиях.
Участвует в проектах Самарского университета, Самарского социально-педагогического университета и кафедры теоретической и исторической поэтики ИФИ РГГУ. («Школа словесника», «Школа читателя» С.П.Лавлинского), организатор и участник литературных филолого-педагогических экспериментальных площадок по реализации исследовательских, коммуникативных и драматических техник в школьной практике.
Научно-методические интересы А.В.Синицкой: герменевтика текста, риторика, коммуникативно-деятельностный подход, литературно-теоретическая пропедевтика в средней и старшей школе, антропология чтения, вопросы преемственности школьного и вузовского филологического образования.
С 2009 года входит в Российскую ассоциацию преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ).
Награждена многочисленными грамотами и благодарственными письмами от Министерства образования и науки Самарской области и руководства СИПКРО.

pogr

Погребняк Анна Ивановна
методист кафедры

Закончила Белорусский государственный университет (БГУ) в 1978 году. В СИПКРО работает с 2002 года, на кафедре преподавания языков и литературы  с 2008 года.
На протяжении многих лет трудовой деятельности вела разнообразную преподавательскую (школьную и вузовскую), просветительскую и экспериментально-лабораторную работу в психолого-педагогической и медико-фармакологической области, в том числе – в ЦПКРО ПФО по вопросам здоровьесберегающих технологий, профилактики  в образовательной среде употребления психоактивных веществ.
 На кафедре преподавания языков и литературы организует учебный процесс кафедры, связанный с выполнением государственного задания МОиН.
Обеспечивает консультационную поддержку курсов и техническое сопровождение регистрации слушателей в кадрах АИС «Кадры в образовании», кластерную организацию информации всех УМО и  ресурсных центров области; организационно-методическое сопровождение научно-практических конференций и методических семинаров кафедры.
Участвует в создании и информационно-технической реализации учебно-методических документов (рабочих программ, методических указаний и пособий, контрольных заданий и тестов для слушателей).
Награждена многочисленными грамотами и благодарственными письмами от Министерства образования и науки Самарской области и руководства СИПКРО.


Региональная научно-практическая конференция «Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Самарской области. Эффективные педагогические и управленческие практики». Секция учителей русского языка и литературы. 16 сентября 2016 г. (презентации выступлений)

 Наши партнёры 

logo partner_apkro  metida logo examen  NCIO  logo partner_prosveshinie legion logo vumcor